Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Общество13 ноября 2014 8:40

Марина Капуро: Петербург - не болото, а андеграунд, в котором кипит жизнь

Певица рассказала про встречу с Полом Маккартни и параллельные миры
Фото: личный архив

Фото: личный архив

Певицу с ярким, сильным, великолепным голосом, солистку группы «Яблоко» знают все петербуржцы. Однако в новой реальности с телеэкрана ее не услышишь. Как будто те, кто в ящике, живут в параллельном мире, а многие петербургские артисты - в своем. Но наша музыка не закончилась. И Марина Капуро теперь исполняет песни «Битлз», чем и порадует поклонников 4 декабря в клубе «Море».

- Марина, что значит для вас быть петербуржцем?

- Иметь чувство собственного достоинства и стремление к постоянному самообразованию и совершенствованию. Если человек все время хочет познавать мир - это петербуржец. У него не мифологическое, мракобесное сознание, а европейское, включающее познание всех культур мира. Плюс цивилизованность и духовность.

«В Москве - тусовки, у нас - Невский»

- У меня мама - экскурсовод. Она передала мне и сестре любовь к городу. Мама проводила автобусные экскурсии: архитектура, памятные места, Пискаревское кладбище, художники, Репин… А заезды в Пенаты - это вообще была ее любимая тема. Она ребенком пережила блокаду вместе со своей мамой.

- Бабушка рассказывала о войне?

- Не очень много. Может, потому, что это такие тяжелые воспоминания… Блокадники сами не любят об этом вспоминать, если только спросишь. Сейчас я жалею, что о многом не расспросила…

- Наверное, вы тоже можете водить экскурсии? Какие любимые места?

- Весь центр! Исаакиевская площадь, Коломна, Театральная площадь, Дворцовая, проходные дворы Капеллы - все это родное. А Невский отражает, скорее, уже мое взрослое состояние. Для меня выйти на проспект - как выйти в свет. В Москве артисты вынуждены ходить на тусовки, а у нас можно просто гулять по Невскому и наслаждаться окружающей красотой.

- Зато в Москве можно заработать денег.

- Все же знают, что за это приходится платить тем, что становишься зависим от продюсеров. Конечно, молодым хочется поездить, даже по кабальным концертам. Это пахота, и каждый ли сможет пройти через такое испытание? Что касается меня и моей команды, то мы должны просто работать. Придумывать новые проекты, генерировать идеи. Независимо от того, есть ты на телевидении или нет. Это наша задача…

- Перед поклонниками?

- Да не только перед ними. Перед самими собой в первую очередь. Перед своими способностями, которые даны природой и которые всю жизнь стараешься развивать. И то, что я могу выходить на сцену со своими музыкантами-единомышленниками, - это большое счастье. Самое главное - свобода, это вообще неоценимое счастье. Я совершенно независима и делаю то, что считаю нужным. Если музыка становится профессией, это человека развивает. И не только в смысле ремесла, но и по-человечески. Появляются какие-то важные качества, моральные, нравственные.

Фото: личный архив

Фото: личный архив

«Нет в телевизоре - и не надо»

- То есть талант дисциплинирует?

- И расширяет сознание, как ни странно. Перестаешь зацикливаться только на музыке, шире смотришь на мир. Начинаешь интересоваться другими науками, сопоставлять, анализировать.

- Похоже, некоторым новым звездам музыка сознание не расширяет, они занимаются склоками…

- Ну, значит, им не хватило дисциплины. Смотришь на них и даже жалко становится. На днях в одной телепередаче певица рассказывала, как им тяжело, бедным…

- А вы все время в процессе…

- …самовоспитания. И того же желаю всем. Музыка самодостаточна, и неважно, на каком она языке. Музыкальный язык преодолевает границы.

- А некоторые говорят, что в Петербурге шоу-бизнеса нет, только болото…

- Я скажу иначе: это не болото, это андеграунд. Когда я пришла в «Яблоко», мы ведь тоже были андеграундом. Мы не были назначенцами. И это дорого стоит. Это и есть свобода. Ты поешь то, что считаешь нужным. Вокруг тебя твои соратники. И таких музыкантов в Питере очень много. У нас на самом деле жизнь кипит. Есть очень талантливые люди. Просто они не мелькают в прессе. У нас телевидение работает избирательно, но это уже его проблемы. А мы должны заниматься своим любимым делом.

- Получается, у нас как будто две разные культуры, два разных мира.

- В Москву со всей России съезжаются, стараются зацепиться, удачно замуж выйти или жениться. У нас такой возможности нет, ну и бог с этим. Зато город очень красивый. И ты знаешь, чем жертвуешь, потому что любишь Петербург. Он тебя вдохновляет, как когда-то поэтов, музыкантов, которые гуляли по этим улицам.

- Не переживаете, что вас сейчас нет в телевизоре? Есть программы «Точь-в-точь», «Один в один»…

- За столько лет я привыкла к этому состоянию. Да и не вижу, в какой передаче могла бы участвовать. Пригласят, а потом пожалеешь, что согласилась. Попросят спеть «Я хочу от тебя сына» певицы Натали. Это же будет комический номер! Не знаешь, какую на тебя маску наденут.

«Что попало не слушаю»

- У вас была программа «АББАмания», теперь - «Битломания». Хороший вкус!

- Мой музыкальный слух позволяет фильтровать, что попало я не слушаю. По двум первым нотам понимаю, это сотрясение воздуха или наполненная смыслом песня. Для меня это очень важно. Так я себя воспитывала с детства. Клифф Ричард, Би Джиз, Питер Гэбриэл… Весной мы с мужем специально ездили в Ригу на его концерт. На днях ходили на волшебного Элтона Джона. Такого уровня музыканты вдохновляют и воспитывают.

- А «Битлз» когда услышали в первый раз?

- Лет в шесть-семь, в первом классе. У нас дома был виниловый миньон, и мы его слушали бесконечно, затерли до дыр. В коммунальной квартире, мы жили тогда на Исаакиевской, была соседка, моя ровесница Оля. И мы с ней и моей сестрой Татьяной втроем играли в «группу», конечно же, «Битлз». Я брала в руки игрушку, кажется, обезьянку, с большими ушами - это был микрофон. Позднее занималась во Дворце пионеров. Поняла, что такое хорошая акустика. Да еще идешь домой, заглянешь в старинное парадное, тогда они не закрывались, и поешь. А там, как в церкви, голос просто летит. Меня все это очень вдохновляло. Я хотела именно петь, и именно «Битлз». Правда, еще Баха очень любила. Бах и «Битлз» с одной буквы начинаются, и мне казалось, что какая-то в этом есть мистическая связь. И я знала, что когда-нибудь эта музыка станет моим счастьем. Она душу раскрывает, на сердце ложится - на мое и того, кто слушает. И делает человека счастливым. Я уже не говорю, что ради «Битлз» мама отдала меня в английскую школу!

- Какая мудрая мама!

- Тогда я не осознавала, а мама меня подтолкнула и направила в нужную сторону. Вообще я считаю, что мама - один из моих учителей. Она тоже хорошо пела. Мы с сестрой еще толком говорить не умели, а года в три ей подпевали вторыми голосами. Например, «Город детства» Эдиты Пьехи. До сих пор, когда слышу «Где-то есть город, тихий, как сон…», маму вспоминаю.

Сколько у нас певцов хороших - Пьеха, Сенчина, Хиль, Гребенщиков, Таисия Калинченко… Их много! Таких всегда отличала ленинградская аура.

- В «Битлз» вы кем себя представляли?

- Маккартни! У нас дома в рамочке на самом видном месте висела черно-белая фотография, вся четверка. Но к Маккартни у меня особая любовь.

- Не познакомились, когда он приезжал?

- За год до этого он выступал в Москве, а в Петербург приезжал неофициально. Жил в «Европейской». Мы зашли выпить кофе, я надеялась, что встречу его. Так и вышло: он входил, мы выходили. Он увидел мои восторженные глаза. Я сложила руки лодочкой на восточный манер, как в молитве. Так еще музыканты друг друга благодарят. И он мне говорит: «Привет!» На русском! Я вылетела из гостиницы на крыльях. Как будто исполнилась детская мечта. Он, видимо, увидел в моих глазах грусть-печаль. Я олицетворяла всех его питерских поклонников. И через год Маккартни восстановил справедливость, провел концерт в Петербурге. Билетов было не достать, я до слез волновалась. В последний момент попали в фан-зону.