Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Происшествия4 мая 2016 13:04

Художницу, чьи работы выставлены в Русском музее и Третьяковке, судят за растрату 117 миллионов

72-летней Ларисе Кирилловой грозит пять лет тюрьмы
Источник:kp.ru
Несколько месяцев назад у Ларисы Николаевны родилась внучка

Несколько месяцев назад у Ларисы Николаевны родилась внучка

Пока работами Ларисы Кирилловой любуются посетители Русского музея и Третьяковской галереи, она сама изучает уголовный кодекс. С июня 2014 года экс-директор лицея имени Иогансона - лучшей детской творческой кузницы России - находится под домашним арестом. 11 мая подсудимая произнесет последнее слово, а потом ей вынесут приговор. Пожилой женщине светит пять лет колонии и штраф 500 тысяч рублей.

ПОДПИСИ РАВНОСИЛЬНЫЕ ПРИКАЗУ

В 2008 году Российской академии художеств выделили 117 миллионов рублей из федерального бюджета на реконструкцию творческой базы лицея в деревне Юкки. Заказчиком работ была Российская академия художеств, а исполнителем - столичная компания «Узакон-строй». По странному стечению обстоятельств хозяином подрядной организации являлся сотрудник Академии - начальник управления капитального строительства РАХ Андрей Узун. Лариса Кириллова в документах значилась «получателем-потребителем (плательщиком)».

За два года в Юкках планировали построить корпус для учащихся и достроить здание для педагогов. Как теперь легко догадаться - не построили. Тем не менее, Андрей Узун привозил в лицей акты приемки выполненных работ.

Когда горе-строитель из Гагаузии шагал по коридорам учебного заведения, не заметить его было невозможно. Черные как уголь волосы, модная одежда, дорогой французский парфюм...

Лариса Кириллова слышала, что стройка отстает от графика. Но документы подписывала.

- Ничего, - уверял ее Узун. - Наверстаем!

Женщина верила. В России ведь только так и строят - «наверстывают». Документы Кириллова визировала не абы какие, а заверенные. Узун подавал ей бумаги, подписанные в том числе президентом Академии Зурабом Церетели - еще одной жертвой обмана.

- Зураб Константинович - мой «министр» и высший начальник. Я считала, что его подпись равносильна приказу, не подлежащему обсуждению, - объясняла на суде художница.

ПРО КЛАДБИЩЕ НЕ ШУТЯТ

Андрея Узуна задержали в 2011 году, и было за что - база в Юкках не единственный «реконструированный» им объект. В его «дорожную карту» помимо всего прочего вошли библиотека петербургского филиала РАХ, музей-усадьба Репина «Пенаты», здание Академии на Университетской набережной...

Здание Академии художеств находится на Университетской набережной

Здание Академии художеств находится на Университетской набережной

Фото: Александр ГЛУЗ

Когда Лариса Кириллова узнала об аресте Узуна, то поняла: все очень серьезно. В дверь директорской лицея постучали 4 июня 2014 года в 10.00. Из Большого дома на Литейном художницу отпустили только в 23.30. Допрос продолжался более десяти часов.

Чекисты обыскали квартиру и даже заглянули в творческую мастерскую. Не из тяги к прекрасному, а в поисках украденных миллионов. Дома нашли... несколько накопленных сотен тысяч, которые Кириллова и не прятала. На свою беду Лариса Николаевна в 2012 году приобрела квартиру-студию на окраине Северной столицы за 2,5 миллиона. Сделала единственную за всю свою жизнь дорогую покупку.

- Ой, квартиру купила… - намекнул один из следователей. - Ну, все понятно.

Художницу заковали в электронный браслет. В квартире установили стационарное контрольное устройство. Милостиво разрешили выходить на ежедневную полуторачасовую прогулку.

- Кстати, а где вы гуляете? - как-то поинтересовался судья у Кирилловой.

- На кладбище, - спокойно ответила подсудимая.

- Вы еще шутить будете?..

Но Лариса Николаевна не шутила. Она живет на Московском проспекте, напротив Фрунзенского универмага. Рядом Новодевичий монастырь и кладбище. Больше-то и негде дышать свежим воздухом.

- Мама чувствует себя не очень хорошо, настроение у нее неважное. За эти два года она дважды ложилась в больницу. Сразу после ареста - с нервным срывом... У нее серьезные проблемы с желудком, больная спина. Лариса Николаевна - ребенок войны, - поделилась с «Комсомолкой» дочка художницы Екатерина Кириллова. - В просьбе изменить домашний арест на подписку о невыезде нам отказали. Мы просили продлить время ежедневных прогулок, но суд нас не услышал. Опасались, что мама будет «оказывать давление на свидетелей, скроется и продолжит свою преступную деятельность»… В семьдесят-то два года?!

«КОЛОНИЮ Я НЕ ВЫДЕРЖУ...»

Ларису Кириллову обвиняют в хищении бюджетных средств. В следствии уверены, что она действовала с Узуном в сговоре. Хотя и Кириллова, и сам Узун эту версию полностью опровергают. Гособвинитель твердит одно и то же: подписала акты - значит, виновата.

- Мама - лауреат Государственной премии РФ, академик РАХ, заслуженный художник РФ. У нее хорошее образование и воспитание. Абсолютно честный и порядочный человек, - отметила дочка художницы. - Может быть, она виновата в том, что слишком доверяла начальству и не представляла, что будут такие последствия, но уж никак не в хищении государственных денег...

Портрет дочери Екатерины - последняя работа Ларисы Кирилловой. За то время, что идет суд, художница не нашла в себе сил писать новые картины

Портрет дочери Екатерины - последняя работа Ларисы Кирилловой. За то время, что идет суд, художница не нашла в себе сил писать новые картины

Фото: Александр ГЛУЗ

Любопытная деталь: с 2010 года Лариса Кириллова сообщала руководству академии, то есть заказчику работ, о серьезном отставании строительства от графика. Но ее игнорировали. Кириллова писала письма, а вскоре после ареста Узуна на совещании в Академии попросила руководство предпринять меры, но ей сказали, как отрезали: «Еще одно уголовное дело нам не нужно».

- Маму уже лишили самого главного - свободы. Того, без чего не может ни один настоящий художник… Она мне честно сказала: «Катя, колонию я не выдержу...», - вздохнула Екатерина Кириллова. - Лариса Николаевна могла «заколачивать» большие деньги, рисуя на заказ, но решила посвятить свою жизнь детям - будущим выпускникам лицея. В лицее она проработала больше 40 лет, а последние 26 - директором. Маму поддерживают ученики со всего мира. Никто не верит, что она могла украсть государственные деньги.

ДОСЛОВНО

Андрей УЗУН, экс-начальник управления капитального строительства Российской академии художеств:

- В сговор на хищение я ни с кем не вступал. Кириллова поверила мне на слово, что работы сделаны, и она, как плательщик, дала указание эти работы оплатить. Кириллова и Церетели не были осведомлены о том, что данные работы были выполнены не в полном объеме. Акты подписаны ими на основании доверия ко мне.

Андрей ГАНКЕВИЧ, адвокат Ларисы Кирилловой:

- Оснований не доверять Узуну у Кирилловой не было, так как акты приемки-передачи выполненных работ подписывались до Кирилловой еще и Церетели или его доверенным лицом, которые были ее вышестоящими начальниками. Напомню, лицей имени Иогансона учрежден Российской академией художеств и полностью ей подчиняется.

НА ЗАМЕТКУ

Обвиняемые по делу о растратах в Российской академии художеств - Узун и другие хозяйственники РАХ - либо получили условные сроки, либо уже отсидели и вышли на свободу. Судья не проводила исследование доказательств: все разбирательства проходили в особом порядке, так как обвиняемые моментально признали свою вину… Очевидно, таких же глубоких раскаяний суд ожидал и от Ларисы Кирилловой. Но та решила стоять на своем - свою вину в воровстве государственных денег она не признала.

Рабочее место Ларисы Кирилловой заброшено. Мольберты пустые. Художница уже давно ничего не рисовала

Рабочее место Ларисы Кирилловой заброшено. Мольберты пустые. Художница уже давно ничего не рисовала

Фото: Александр ГЛУЗ

Среди выпускников лицея имени Иогансона (когда-то Ленинградской средней художественной школы) - Михаил Аникушин, Михаил Шемякин, Илья Глазунов, Дмитрий Шагин… Что касается работ самой Кирилловой, то искусствоведы называют их гениальными.