Частников такая перспектива не воодушевляет
Фото: Евгения ГУСЕВА
«ВСЕ ДЛЯ НАРОДА»
– Разгрузили! – негодует в сети петербурженка Наталья. – Отменили все маршрутки, которые ходили мимо меня в удобных и разных направлениях. Автобусы ходят в час по чайной ложке. Вместо одного транспорта теперь нужно пользоваться двумя или бежать ногами. Это просто … (мягкая часть тела. – Прим. ред.), товарищи! Все для народа!
Наталья лишь одна из многих жителей проспекта Просвещения. Дело в том, что 15 июля там провели «оптимизацию маршрутной сети». Маршрутку №121 закрыли, коммерческие автобусы №205, №108 и №199 пустили в обход. Зато трассу городского автобуса №121 продлили и «усилили», как и трамвайный маршрут №100. Собственно, они вдвоем на отрезке проспекта от Гражданского до Энгельса и остались.
На возмущения жителей транспортники объяснили: такая «оптимизация» поможет наладить работу перекрестков и крупных транспортно-пересадочных узлов (у метро «Проспект Просвещения» и «Гражданский проспект»), а также «улучшит качество обслуживания пассажиров». Ведь в маршрутках – будь ты студент, школьник или пенсионер – все ездят по одной цене. Да и в целом по единому электронному кататься, мол, выгодней, нежели платить водителю в карман.
В ДРУГОЙ РАЗРЯД
9 августа на заседании коллегии Комитета по транспорту обсудили предварительные итоги «пилота».
– Итоги на проспекте Просвещения не финальные, но мы получили хороший опыт, хорошие результаты, в том числе на перспективу, – отметил директор «Организатора перевозок» Владислав Самойлов. – Выполнена разгрузка улично-дорожной сети, коэффициент дублирования маршрутов снизился с 7,2 до 4,2. Ситуация в части загруженности подвижного состава и уличной сети, однозначно, стала намного лучше.
По словам Самойлова, автобус №121 ходит не раз в полчаса, а раз в шесть-девять минут. Это подтверждают наблюдение на остановках и данные автоматизированной системы мониторинга.
– Сбои в графике, конечно, бывали, – добавляет Самойлов. – Но это было в первые дни, пока мы налаживали работу маршрута, или в связи с ДТП.
«Пилот» на Просвещения – часть подготовки документа по изменению всей маршрутной сети Петербурга. По опыту Москвы, культурная столица стремится отказаться о буквы «К» на автобусах и впихнуть и городские, и коммерческие маршруты в единые тарифные рамки.
– 65 процентов пассажиров перевозят частные перевозчики, – объяснил председатель Комитета по транспорту Александр Головин. – Мы не собираемся их ликвидировать: просто хотим перевести в другой разряд.
ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО
Какой район Петербурга «оптимизируют» следующим, пока неизвестно. Планируют, что до конца года опыт Просвещения проанализируют и подсчитают, сколько маршрутов смогу перейти на полную самоокупаемость.
– К самоокупаемости мы стремимся, – сообщил Самойлов. – Количество пассажиров позволяет снизить нагрузку на бюджет, а субсидии направить на межрайонные и внутрирайонные связи, которыми пользуются реже, но которые так необходимы разным слоям населения.
В течение 2019-го собираются проводить конкурсы на закрепление новых требований и маршрутов. А к середине 2020-го маршрутная сеть города будет полностью обновлена. И ходить по ней будут ровно столько автобусов, троллейбусов и трамваев, сколько запланируют в Смольном.
– Сколько маршрутов останется из семисот городских и коммерческих, сказать не берусь, – отметил Самойлов. – Но их число уменьшится в несколько раз.
Конечно, бездумно резать маршруты никто не собирается. Под уничтожение попадут лишь дублирующие и невыгодные.
– Некоторые маршруты работают с семидесятых годов прошлого века, – объяснил Головин. – Бабушка привыкла ездить из пункта «А» в пункт «Б» маршрутом, который идет через весь город. Но это невыгодно: нужно пользоваться пересадочными узлами. Однако, для бабушки это тяжело. Поэтому к оптимизации маршрутной сети мы подходим очень осторожно.
«Оптимизация» поможет решить вопросы экономики, забитых дорог и автобусов, лихих маршруточников.
– Да, возможно, интервал увеличится, – добавил Головин. – Коммерческий транспорт ездит через каждые две минуты, и сохранить его мы, скорее всего, не сможем: сделаем интервал в пять-шесть минут. Но это все равно лучше, чем то, что в городе сейчас.
КСТАТИ:
По мнению представителя одного из коммерческих перевозчиков Петербурга, необходимость корректировки сети и введения единого социального тарифа никто не оспаривает: частники говорят об этом уже третий год. Но вопрос в том, что без прибыли бизнес участвовать во всеобщей «оптимизации» захочет едва ли.
Кроме того, без постоянно противостояния городского и коммерческого транспорта исчезнет конкуренция, а значит, качество перевозок только ухудшится. И если в Москве, где метро на каждом шагу, прожить без наземки еще хоть как-то можно, то в северной столице некоторые районы без нее обречены. Частники опасаются, что подобные новшества вернут Петербург в Советский Союз.